Воспитательная среда – это такая организация социальной среды, когда всё многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несёт в себе воспитательные функции.
Концепция непрерывного воспитания учащихся определяет подходы к процессу воспитания, основные направления, составляющие систему воспитания и базирующиеся на принципах непрерывности учебно-воспитательной деятельности.
Приоритет воспитания: целенаправленное и активное содействие личностному становлению гражданина и патриота своей страны, профессионала-труженика, ответственного семьянина.
Цель воспитания:
- формирование разносторонне развитой, нравственно-зрелой, творческой личности обучающегося.
Задачи воспитания:
- формировать гражданственность, патриотизм и национальное самосознание на основе государственной идеологии;
- формировать нравственную, эстетическую и экологическую культуру;
- способствовать дальнейшему овладению ценностями и навыками здорового образа жизни, ответственного безопасного поведения;
- формировать культуру семейных отношений;
- создавать условия для социализации, самообразования и саморазвития личности обучающегося;
- расширять взаимодействие семьи и учреждения через активизацию воспитательной деятельности семьи с целью пропаганды здорового образа жизни, формирования стрессоустойчивости учащихся и укрепления их психического и физического здоровья;
- продолжить работу по профилактике правонарушений и преступлений на основе тесного сотрудничества с органами правопорядка, ранней диагностики и предупреждения асоциального поведения подростков.
Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.
Основные требования к воспитанию:
- соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания;
- системность и единство педагогических требований;
- преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности.
Основные составляющие воспитания:
- гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
- идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
- нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям;
- эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;
- воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;
- воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;
- гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
- семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей;
- трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;
- экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе;
- воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
- воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
Организация воспитания должна обеспечить: качество воспитания; соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания; системность и единство педагогических требований; реализацию личностно-ориентированного подхода; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности; преемственность и непрерывность, предполагающие последовательность реализации содержания воспитания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; профилактику противоправного поведения, поддержку детских и молодёжных общественных объединений, развитие их инициатив.
Основные принципы воспитания:
- принцип научности – как опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности детей и учащейся молодёжи, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке;
- принцип природоссобразности – определяется не только проявлением природных задатков индивида, но и психофизиологическими возможностями человека и их обусловленностью информационными социальными явлениями;
- принцип ненасилия и толерантности – предполагает терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальность, отказ от любых форм психического и физического насилия;
- принцип связи воспитания с жизнью – проявляется в учёте воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников;
- принцип открытости воспитательной системы – предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, её реальной жизнедеятельностью.