В рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Генеральной прокуратурой Республики Беларусь получены сведения, в том числе ранее неизвестные, о населенных пунктах, полностью либо частично уничтоженных в годы оккупации и не восстановленных после войны.
В соответствии с заключением временной межведомственной рабочей группы, созданной распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 01.12.2022 № 409р для изучения сведений, полученных в ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, «Хатынский список» дополнен 30 населенными пунктами, разделившими судьбу деревни Хатынь. Установлено, что количество уничтоженных вместе с жителями и не восстановленных после войны деревень – не менее 216.
по учебному предмету «Человек и мир» (IV класс) при изучении темы «Беларусь у гады Вялікай Айчыннай вайны»;
по учебному предмету «История Беларуси» (IX класс) при изучении тем «Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941-1945», на уроках «Наш край»;
по учебному предмету «История Беларуси» (XI класс) при изучении темы «Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн».
При изучении темы «Политика геноцида, грабежа и насилия» учебного модуля «Великая Отечественная война» (IX класс) также следует обратить внимание учащихся на обновленное количество уничтоженных вместе с населением в годы оккупации и не восстановленных после войны деревень – не менее 216. Данную информацию следует использовать при подготовке учащихся к выпускному экзамену по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.
Обращаем внимание, что в содержание электронных версий учебных пособий по учебным предметам «Человек и мир» для IV класса, «История Беларуси» для IX класса и XI класса внесена представленная временной межведомственной рабочей группой информация в виде подстрочных сносок.
Справочно
В учебном пособии «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь» для IV класса (авторы: С.В. Панов, С.В. Тарасов): в § 25–26 «Беларусь у гады Вялікай Айчыннай вайны» на с. 109 подстрочная сноска изложена в следующей редакции: «У ходзе расследавання Генеральнай пракуратурай Рэспублікі Беларусь крымінальнай справы аб генацыдзе беларускага народа ў гады Вялікай Айчыннай вайны і пасляваенны перыяд устаноўлена колькасць знішчаных разам з жыхарамі і не адноўленых пасля вайны вёсак – не менш за 216».
В учебном пособии «История Беларуси, 1917 г. – начало XXI в.» для IX класса (авторы: С.В. Панов, В.Н. Сидорцов, В.М. Фомин) в § 13 «Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1944 гг.» на с. 74 подстрочная сноска изложена в следующей редакции: «В ходе расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период установлено количество уничтоженных вместе с жителями и не восстановленных после войны деревень – не менее 216».
В учебном пособии «История Беларуси, XIX – начало XXI в.» для XI класса (авторы: А. В. Касович и др.; под ред. А. В. Касовича, А. П. Соловьянова) в §§16-17 «Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн» на с.131 подстрочная сноска изложена в следующей редакции: «В ходе расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период установлено, что количество уничтоженных вместе с жителями и не восстановленных после войны деревень – не менее 216».
Электронные версии данных учебных пособий размещены на национальном образовательном портале в разделе «Электронная библиотека».
Информацию о дополнении «Хатынского списка» необходимо включить в содержание тематических мероприятий, приуроченных ко Дню Победы, Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа, мероприятий, посвященных 80-ой годовщине трагедии в Хатыни.
Целесообразно обратить внимание учащихся на данную информацию при организации просмотра художественных и документальных фильмов:
- военной драмы «Иди и смотри» режиссера Элема Климова[1];
- четырехсерийного хроникально-документального фильма «Хатынь. Война без правил» («Падставы для маўчання», «Каты i ахвяры», «Мемарыял», «Вогненныя пабрацiмы Хатынi»).
В соответствии с инструктивно-методическим письмом «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году» учреждениям общего среднего образования рекомендовано обеспечить создание музея (музейной комнаты), а также тематических экспозиций, в том числе посвященных Году исторической памяти, фактам геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание должно быть уделено актуализации и обновлению экспозиций музеев (музейных комнат) учреждений общего среднего образования военно-исторической и патриотической направленности с использованием актуальных сведений, полученных в ходе расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Данная информация размещена на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Беларусь в разделе «Актуальные сведения о ходе расследования уголовного дела» (https://qr.adu.by/sl/GdrAICfRr). При организации поисковой, проектной и исследовательской работы учащихся также следует обращать внимание на данный интернет-ресурс.
Информацию о дополнении «Хатынского списка» необходимо включить в содержание единых уроков для I–XI классов учреждений общего среднего образования, посвященных 80-ой годовщине трагедии в Хатыни и Дню Победы.
[1]В основу сценария положены произведения белорусского писателя Алеся Адамовича «Хатынская повесть», «Партизаны», «Каратели». Но основным источником для написания сценария стала книга «Я з вогненнай вёскі» (авторы – А. Адамович, Я. Брыль, В. Колесник), в которой содержатся документально подтвержденные факты политики геноцида против белорусского народа в годы германской оккупации. Книга была написана по рассказам очевидцев.